: :Пресса

Поездка на Волгу

10.08.2006

Роман Панчук. Рига-Астрахань, август 2006.

В путь.

Мысль «а надо бы хоть разок выбраться в дельту» созрела уже очень давно. Затем созревали финансы. В итоге посетить это природное изобилие в этом году собрались четверо любителей рыбалки и подводной охоты – Роман, Владимир, Валерий и присоединившийся к нам позже Александр.

Вот и настало это долгожданное субботнее утро, когда аэрофлотовский ТУ-154 оставил Ригу где-то там внизу под облаками. Через полтора часа легкой болтанки мы приземляемся в дождливой Москве. До следующего самолета на Астрахань надо было подождать шесть часов. Вдоволь нагулявшись по международному аэропорту Шереметьево-2 и подивившись на местные цены переезжаем на автобусе в аэропорт Шереметьево-1, который обслуживает внутренние рейсы. Насчет того, что ожидать самолет лучше в международном терминале меня предупреждали заранее, поскольку в нем есть залы ожидания, где можно присесть. Попав в Шереметьево-1 я понял, почему там нет залов ожидания – там вылетающим и встречающим негде стоять, не то что сидеть. Оба терминала уже исчерпали свои возможности, особенно для внутренних рейсов, поэтому вокруг аэродрома вовсю идет строительство новых терминалов, да и само летное поле серьезно перестраивается. Пройдя досмотр на входе в аэровокзал и ответив на несколько вопросов по поводу ножей и ружей, мы скоротали время за охотничьими рассказами  в местной столовой. По объявлении регистрации на Астрахань мы выстояли большую очередь, чтобы пройти вторичный досмотр с раздеванием, разуванием и обыском. Опять были вопросы по снаряжению, но проблем не возникло. И вот наш новенький ТУ-134 покидает мокрую столицу России и где-то на полпути облака под нами начинают редеть, затем исчезают вовсе. В иллюминатор видна большая река и капитан самолета обьявляет, что мы пролетаем Волгоград. Здравствуй, Волга!

Вскоре наш самолет начинает снижение, пролетает низко над рекой и вот мы в Астрахани. Очень тепло, но сухо, поэтому дискомфорта не чувствуется. Нас встречает представитель рыболовной базы «Ольга» и мы грузимся в микроавтобус. Едем 70 км до поселка Каралат. С левой стороны шоссе растет высоченный камыш, а справа видны рисовые поля. Камыш растет там, где дельта разливается весной и наш водитель рассказывает нам о том, какая рыба приходит на нерест в эти места и как ее добывают местные жители.  Некоторые рисовые поля залиты водой и превращены в рыбопитомники, где местный колхоз разводит сазанов. Кое-где видно, как на поверхности выворачиваются здоровенные рыбины. Удерживаем Володю, который порывается вытащить ружье и выпрыгнуть из машины на ходу.

В Каралате у пристани нас ждал катер из базы. Уже смеркалось и к причалу подходили местные рыболовные лодки куласы, которые привозили туристов, выезжавших на экскурсии на лотосовые поля. Мы же погрузились на катер и помчались вниз по течению по банке ( протоке ) Шемаха.

И благодаря двухсотсильной Yamaha через 20 минут были на базе.

На базе.

Причаливаем к базе, нам навстречу выходит обслуживающий персонал гостиницы с подносом, а на подносе холодная водочка и черная икорочка.

База «Ольга» была построена несколько лет назад для рыболовов и охотников всех мастей. Располагается она на банке (не путать с банкой – мелью) Шемаха и от нее до раскатов всего несколько километров. Гостиница для посетителей представляет собой трехэтажное здание, построенное на барже и оснащенное канализацией с очистным оборудованием, водопроводом с горячей водой и кондиционером в каждом номере. В гостинице имеется своя кухня с большими холодильниками (это очень немаловажный фактор) и ресторан. У гостиницы большой причал, где стоят наготове 18 егерских куласов оснащенных импортными моторами и ящиками для рыбы. На берегу расположились домики егерей, генератор и прочие хозпостройки.

Приятным сюрпризом оказалось знакомство с местным жителем – пеликаном Гошей. Пеликан поселился на базе два года назад, когда его с поломанным крылом подобрали егеря. Каждый день Гоша встречает возвращающиеся с рыбалки лодки и ждет угощения. Нам рассказали, как однажды его обидел подвыпивший рыболов. В ответ ночью Гоша прокрался в лодку этого гостя, а поскольку все оставляют снасти в своих лодках, то пеликан добрался до спинингов именно этого товарища и повыкидывал их в воду.

У соседнего с нами номера общая терраса, причем она была увешана сохнущими гидрокостюмами. Выяснилось, что рядом с нами живут охотники из Магнитогорска Сергей и Владимир. Познакомившись, мы у них разузнали обстановку. С их слов ситуация была «не очень», а именно – видимость всего 3-4 метра и рыбы сегодня они настреляли всего около 50 кг. Оставив это заявление без комментариев мы отправились на ужин.

Не успел официант принести наше горячее, как появились магнитогорцы и преподнесли нашему столу большое блюдо жареного белого амура. На которого мы с удовольствием и накинулись. После ужина последние силы ушли на подготовку снаряжения.

Первый день охоты.

День начался со знакомства с егерями. Наших егерей звали Николай и Александр и они не раз возили подводных охотников. Они знали, где и при каком ветре искать видимость, а также расположение рыбы по акватории. Оказалось, что с выездом мы можем не торопиться, так как сазан выходит из камыша только во второй половине дня. Мы пошли получать груза и пояса, которые есть на базе и попросили в ресторане выдать нам с собой паек, поскольку решили на обед не возвращаться. До прозрачной воды надо каждый раз спускаться по раскатам около 20 км. По самому банку течет мутная («белая») волжская вода и только на раскатах она постепенно фильтруется и разбавляется светлой прозрачной («черной») водой. Вот туда мы и поехали.

Банк Шемаха судоходный, на своем протяжении имеет ширину 50-80 метров и глубину 4-10 метров. По сторонам  в основном растет камыш, достигающий 5 метров в высоту. Через десяток минут мы свернули в боковую малую протоку и вскоре выехали на раскаты, где вода по мере движения на юг становилась все прозрачнее, а глубина была стабильной 1,4-1,8м.

Я высадился в воду у камышового мыса и поплыл вперед по заливу вдоль стенки, а напарника егерь отвез до следующего мыса стенки и Володя тоже поплыл в сторону моря. В дальнейшем, когда кто-либо из нас достигал места высадки напарника, егерь перевозил его до следующего мыса и так далее. Так как за все дни конца этой стенки мы так и не увидели, то такую тактику использовали все время охоты. Заливы между мысами имеют также более мелкие заливчики, поверхности которых заполнены тиной, травой или листьями лотоса и эта растительность образует крыши под которыми темно и прохладно.

Видимость у стенки оказалась по нашим меркам замечательной, около 4 метров. Под крышами было еще лучше, так как если заплыть под крышу и дать глазам немного привыкнуть, то на фоне падающего с той стороны крыши света высвечивалось все, что находилось под крышей, даже если она была шириной 10 и более метров.

По началу все очень напоминало лиепайское озеро. Обилие щуки, красноперки и окуня. Потом по мере освоения я начал встречать окуней и красноперку все большего размера, а щуку все в больших количествах и сравнение с родным озером стало неуместным. Плюс к тому на дне много рачьих нор с обитателями. Заглянув под крышу, я встретил несколько окуней около килограмма, причем не спешивших ретироваться. Подстрелив парочку на ужин, я нырнул под крышу и увидел несколько хороших щук, деливших одну территорию. Подстрелив щучку килограмма на три и хорошего линя, я поплыл к следующей крыше вдоль стенки. К слову, щука и линь выпали из круга наших интересов в первый же день охоты, хотя мы и видели экземпляры щук до 12 килограммов. Этих и дома хватает. Нас более интересовал сом и сазан. Итак, заглянув под следующую крышу я нос к носу столкнулся с сомиком, висящим под ней.

Мой первый сомик весил 6 килограммов. Плыву дальше вдоль стенки к следующей крыше. Отдыхаю недалеко с закрытыми глазами и затем ныряю под нее и открываю привыкнувшие к темноте глаза. В самом дальнем краю крыши, у камыша, висят аж три сомовьих хвоста. Сомики небольшие, 2-4 кг. Вокруг окуни и щуки, про них я даже писать больше не буду. Подплываю к сомикам и забавы ради хватаю одного за хвост. Малыши разбегаются. Выплываю к стенке и двигаюсь дальше. Внезапно из камыша выскакивает карпик килограмма на три и пытается проскочить. Вешаю его на кукан. Вскоре еще одного сазанчика, килограмма на 4. Моя территория закончилась и меня подбирает егерь. Рыбу грузим в специальный ящик в лодке. У Володи добыча примерно та же. «Мелочи настреляли» - замечает егерь. Хм.

Высаживаюсь у следующего мыса. Плаваю вдоль стенки и под крышами. Все те же сомики и сазанчики, причем сазан начал попадаться и под крышами, он не «на ходу». Сазан в дальнейшем оказался самым трудным обьектом для фотоохоты, поскольку стоящий встречался только под крышами в темноте, а остальные были все время в движении, предпочитая более мутную воду.

Не стреляю, готовлюсь к встрече с «не мелочью». И встречаюсь – со стороны чистой воды в камыши несется хороший сазан, килограммов этак на 8. Стреляю. Вижу попадание, сазан прибавляет ходу, катушка на ружье начинает вертеться. И все вертится, вертится … . Внезапно все останавливается и я берусь за линь. Тяну на себя и тот легко поддается. Вытаскиваю из камышей сначала метров 6 линя, затем гарпун … с обломанным наконечником. Вот мля! И это тот самый граненый наконечник, на который я возлагал самые большие надежды! Высовываюсь из воды в поисках лодки, а егерь оказывается совсем рядом, подплывает и говорит «ты чего рыбой кидаешься?», а я ему «не понял», а он мне «я видел, как перед тобой ломанулся в камыши сазан, затем он выпрыгнул из воды вверх, попытался по параболе уйти на орбиту, но шлепнулся где-то в воду». «Ну и нравы у этих ваших сазанов, однако» сказал я, – «сломал наконечник и улетел».

Меняю наконечник на итальянский магазинный, но заточеный на кончике тоже под грани. Делаю перерыв на обед, отдыхаю и лезу в воду только с фотоаппаратом. Заныриваю и вижу гибридного карасика буффало, про которого раньше только читал. Для тех, кто не в курсе – это помесь карася с сазаном. Плыву дальше и фотографирую или просто любуюсь рыбой. Вода становится мутнее, видимость местами метра полтора. Появилось течение. В этом месте к стенке раската прижимается вода из банка. Условия начали походить на домашние. Но не в рыбном плане. Сначала вокруг меня проплыл один хороший сазан, затем второй. Беру из лодки ружье и вскоре попадаю на стаю сазанов. С чистой воды в камыши пронеслись сначала маленькие, затем пошли покрупнее. Не стреляю, знаю что у рыб самые крупные часто замыкают стаю. И точно – вот он, достойный красавец! Стреляю особо не целясь, так как промазать в такого трудно. Есть!

Потом подстреливаю еще одного такого же и охоту на сегодня заканчиваем. У Володи тоже два отличных сазана. Подплываем к лодке коллег. У Валерия и Александра дела еще лучше – сазаны еще крупнее, плюс один белый амур. И еще один сазан, которого они встретили лежащим на боку на дне. Он оказался полуживой, а в боку у него торчал мой сломанный наконечник.

Возвращаемся на базу и по дороге фотографируем лотосы. На базе фотографируемся с уловом первого дня.

Пока фографировались, сзади подкрался Гоша и потребовал дань. Пытался отобрать у Валерия сазана и проглотить его ( сазана ). И чем этот пеликан думает?

Сазанов почистили и разделали егеря, потом их заморозили и отдали магнитогорским, поскольку те были на машинах. Сомиков наши егеря закоптили. Закопченного сома и одного замороженого и завернутого в гидрокостюм сазана я затем привез домой. Но если бы таможенники копали глубже, то могли бы отобрать на границе, так как в нашем аэропорту висит наглядная информация о запрете ввоза в Евросоюз любых продуктов.

Вечерняя рыбалка.

Вечером после ужина Володя предложил сьездить на пару часиков на рыбалку. Он взял с собой в поездку спининг, у меня же спининга не было, поэтому я одолжил у Валерия телескоп DAM с тестом 5-25 г. Мы поставили блесна Сastmaster в надежде поймать жереха. Егерь нас отвез вверх по течению на километр и мы сплавлялись по протоке, заглушив мотор. Поскольку жерех сидит в камыше у берега, то мы бросали свои блесна как можно ближе к кромке. Почти сразу оба поймали по маленькому жерешку. Затем я начал подтягивать блесну не вскоре после касания воды, а только после того, как она опустится на дно. Результат – сомик на 1,5 кг. Еще через полчаса у меня поклевка и на этот попалось раз что-то потяжелее. Отпускаю послабее тормоз, так как рыба явно несовместима с таким мягким спинигом. Фрикцион визжит, спининг все равно «в дугу». После нескольких выкачиваний удается поднять рыбу к поверхности и мы увидели сомика килограммов на пять. Тот снова удирает на глубину. Поднимаю, снова уходит. Затем уходит в ветви упавшего в воду дерева и я чувствую, что он там засел прочно. Через некоторое время постукиваниями и подергиваниями все-таки удается вытащить его оттуда и затащить в лодку.

Вот такого зверя при желании можно вытащить на окуневый спининг.

Второй день охоты.

После завтрака и заготовки на обед кофе и пайка (об этом заботилась кухня ресторана) наш егерь Саша отвозит нас на вчерашние места. Погода не изменилась – воздух в тени +40С, вода на раскатах +30С. Ветер южный - моряна, усилился. Это повлияло на видимость в худшую сторону, но немного. Моряна заворачивает вверх белую воду из Волги, поэтому видимость и падает. Если бы задула сильная моряна, то тогда были бы проблемы с поиском черной воды. Сильный же северный, или как его местные кличут, низовой ветер выдувает воду из дельты и ее уровень может испортить всю охоту. Сильных ветров в это время года почти не бывает, погода как правило стабильна. Но на всякий случай я решил этот день, пока позволяла видимость, посвятить фотографии. Это дело намного сложнее охоты, поскольку рыба, особенно крупная, не хочет позировать, плюс к тому необходимы прозрачная вода и хорошее освещение.

Володя охотился, я фотографировал, Саша нас перевозил с места на место. Вообще хочу заметить, что плавать, ловить рыбу и отдыхать с егерем в лодке – это просто супер. Отвезет, подвезет, перевезет, рыбу примет, почистит, закоптит, заморозит. Лодка утром всегда чистая, бак заправлен. У наших коллег в лодке даже лестница была, чтоб из воды вылезать.

Я плавал со снятым капюшоном, поскольку температура воды в крышах и около них была еще выше. Валерий и Александр плавали вообще без курток и им было хорошо. Правда, у них  потом пошла какая-то аллергия в виде прыщей. Мы думаем, что это от стеблей листьев лотосов, которые покрыты колючками.

Тактика охоты и фотографирования не изменилась. Мы плавали вдоль стенки и залезали под крыши, отдавая предпочтение вторым по мере приближения к мутной воде.

После полудня на чистой воде опять стали попадаться сазанчики. Причем самые любопытные подплывали совсем близко и вертелись рядом. Как потом рассказал Володя у него тоже была такая же ситуация – вокруг него вертелась «мелочь» на 3-4 кг, он их не стрелял, а они все более наглели. Дело дошло до курьезной ситуации. Один из сазанчиков подплыл совсем близко и неожиданно заглотил блестящий наконечник Вовиного гарпуна. На что Володя обиделся и подумал на него «если ты сейчас не слезешь, то получишь!». Рыба ретировалась.

После фотографирования я подстрелил на мутняке пару хороших сазанов для заморозки и пару окуней себе на ужин. У Володи в улове также было несколько крупных сазанов.

В дальнейшем каждый день мы ужинали своими окунями, которых сдавали на кухню, а на котлеты и другое горячее сил уже не оставалось. Вернее, силы мы берегли на арбуз, которым в охлажденном виде нас потчевали каждый вечер.

Вечерняя рыбалка.

После ужина мы с Володей опять поехали побросать спининг. Я поймал сомика килограмма на два, а вот Володя после точного заброса приманки прямо в маленький боковой рукав вытащил красавца жереха на 2,5 кг.

Всю пойманную на спининги рыбу мы отпускали в реку.

Третий день охоты.

День начался с того, что приехал катер и привез новых гостей – трех мужиков рыболовов  с детьми. Я сразу спустился вниз и познакомился с ними, а заодно и предложил свежей рыбки. Они согласились на сазана и этим увеличили мою квоту. Дело в том, что кухня перестала справляться с нашими поставками и егеря нас попросили не стрелять более двух сазанов в день на брата.

После завтрака и неторопливых сборов мы выехали в сторону раскатов. Но прямо около базы нашему куласу дорогу перегородил катер, в котором было два мужика в камуфляже. Мужики знаками показали прижаться к берегу, затем подьехали и представились – мол, кировский рыбнадзор. Вели себя вежливо и попросили предьявить рыболовные карточки, которые в России почему-то официально называются «фишкарта». Карточки были у егеря, мы их не покупали и в глаза не видели, так как эти заботы взяла на себя база и они нам были неведомы. Затем рыбнадзор проверил наличие промыслового журнала, который хранится на базе и куда записываются уловы всех обладателей карточек, причем  каждый день. И отпустили нас.

И снова охота и фотоохота. Видимость еще немного ухудшилась. Но под крышами рыбы полно. Сомики, сазаны и прочая рыба, про которую я обещал не писать. Насобирали раков.

Вечером в ресторане нас ждал праздничный ужин, так как у Валерия был день рождения. Повара приготовили местное национальное блюдо «хе» из сазана, замаринованного в уксусе. Сергей и Владимир подарили Валерию свой лучший наконечник. А хозяева базы приготовили ему сюрприз – торт, который сами и преподнесли. Вечер запомнился множеством рассказов о местной природе, обычаях. Например мы узнали, что дикие пеликаны повадились «тормозить» лодки с рыбаками и при этом пеликаны начинали недвусмысленно стучать клювами по ящикам для рыбы. Получив свой налог, птицы пропускали лодку. Вот такой природный рэкет. Ольга, хозяйка базы нам также поведала, что название базы появилось само собой в народе, потому что когда база только строилась, местные браконьеры окрестили это место «у Ольги» и название закрепилось.

Четвертый день охоты.

Снова мы едем на раскаты. Южный ветер все ухудшает видимость. Условия по видимости сравнялись с домашними, везде 1,5-2 метра. Условия по наличию рыбы еще более отдалились от домашних. Как и прежде, под крышами полно сомиков. Сазанов полно везде и всех размеров. За охоту я их насчитал около трех десятков. Взяв трех понравившихся, плыву к лодке и, как тот мумийтролль, задумываюсь «о тщете всего сущего». Издалека вижу в лодке Володю, которого там вроде не должно было быть. Володя что-то бурно обсуждает с егерем, причем у обоих лица такие хитрые-хитрые. Подплываю к лодке и вижу, что под лодкой на веревке висит офигенный сом. Я их спрашиваю «вы, мол, в курсе, что у вас под лодкой сомище?». Говорят, что в курсе.

Далее со слов Володи:

«Нырнул я  под крышу и плыву себе. Мутняк и темнота, на просвет ничего не видно, так как крыша очень большая. На вытянутой руке не видно наконечника у пневмата. Вдруг я натыкаюсь на ХВОСТ. Понимаю, что это большой сом и продолжаю движение в направлении его головы. Когда стало понятно, что где, произвожу выстрел в позвоночник выше живота. Сом рванул, погнул 8мм гарпун, вытащил меня на чистую воду, проволок еще метров 15. И сдался, так как выстрел оказался очень удачный. Больше он не сопротивлялся.»

Сом потянул на 37,5 кг и это рекорд за все время существования базы. С этой рыбиной бегали фотографироваться все гости и персонал гостиницы.

Браво, Вова!!!

Пятый день охоты и рыбалки.

Утро нас встретило дождем. Пока решили посидеть на базе, переждать. Егеря нам не давали скучать своими рассказами. Например мы узнали, что местные рыболовы не одобряют подводной охоты на ямах банка на крупного сазана, когда это возможно в межсезонье при наличии более-менее чистой воды. Дело в том, что сазан боится запаха своей собственной крови и если подстрелить сазана в яме, то в эту яму сазаны вернутся очень не скоро и рыбалки на ней не будет никакой. На протоках дельты даже существует такой способ промышленного лова сазана, когда протоку перегораживают сетями, а между ними выливают в воду кровь только что вспоротого сазана. Его сородичи из-за запаха крови начинают метаться и залетают в сети.

Погода тем временем улучшилась и мы собрались на охоту, захватив с собой также спининги. С нами попросились молодые охотники из Челябинска, чтобы мы им продемонстрировали, что такое крыши и как их использовать. К нашему удивлению эти ребята уже три дня умудрялись ничего серьезного не подстрелить. Конечно, мы их отвезли в наши места и все любезно продемонстрировали. Сами же мы, подстрелив по паре крупных сазанов, попросили егеря отвезти нас в места, где можно половить окуня на спининг. Ветер, кстати, переменился и видимость улучшилась. Но мы уже наохотились.

Я еще немного поплавал просто так вокруг небольшой камышовой колки, которая просто кишела сазанами. В одно месте я увидел просвет в камышах и это оказался вход в маленькую лагуну внутри колки. Заплыв туда и зависнув в воде, я стал ждать. Вот подплыл сазанчик, повертелся прямо перед маской. Вот подошла хорошая щука и замерла передо мной на несколько секунд. Вот пара крупных линей тоже пришла на смотрины. Куда-то неспеша двинулись два крупных сазана. Красота!

Оставшееся время мы с Володей великолепно провели, занимаясь ловлей окуня на поппер. Поппер – это разновидность плавающего воблера, который издает булькающий звук при рывковой проводке.

Как только мы находили стаю окуня, те начинали преследовать поппер всей толпой и по нескольку раз атаковать его. Попадались в основном крупные экземпляры. Если садились на крючок небольшие окушки, то тех в свою очередь атаковали более крупные сородичи. Ловилось на заброс, хоть снимай крючки. Также поймали несколько щучек. Один раз, когда Володин воблер схватил окунь, то окуня в свою очередь проглотила здоровенная щука и, перекусив шнур выше поводка, удалилась со всем воблером и окунем. В общем, рыбалка шикарная, хотя был знойный августовский день. Ну а про осеннюю рыбалку егеря рассказывают вообще что-то трудновообразимое.

Около камышей вдалеке вылезла норка и принялась ужинать пойманной рыбой. А когда мы ехали назад на базу, над протокой кружили два красавца – огромных белохвостых орла. И еще в этот вечер на прощанье природа нас порадовала красивейшим закатом.

До свидания дельта и спасибо!